Все материалы во время эксплуатации неизбежно изнашиваются и разрушаются. Потеря ими целостности обычно начинается с появления трещин, которые постепенно увеличиваются и приводят к деформации, разрыву или излому рабочего полотна. Следствием таких процессов становится снижение функциональности или выход из строя конструкции. Оба результата в сочетании с неблагоприятными условиями (размещением под водой, повышенной сейсмической активностью, вечной мерзлотой или экстремальной жарой) способны спровоцировать возникновение аварийной ситуации, что крайне нежелательно, особенно если дело касается ответственных объектов, изделий или узлов — суден, самолётов, трубопроводов, буровых установок, балочных перекрытий, систем боевого и другого назначения.
Для предупреждения опасных проявлений многие производители прибегают к тестированию материалов, выходящему за рамки традиционного анализа их свойств. К категории таких испытаний принадлежит и CTOD — оценка трещиностойкости образца. Как делается данный тест и что нужно для его реализации, пойдёт речь далее.
CTOD является одним из представителей семейства тестов, позволяющих изучать механику разрушения материала. Его название расшифровывается как Crack Tip Opening Displacement и переводится с английского языка как «смещение отверстия наконечника трещины». Оно отображает, во-первых, преследуемую во время испытания цель — определение параметров механических свойств разрушения пластичного материала, а во-вторых, суть процесса тестирования — имитированное открытие усталостной, то есть образовавшейся ранее трещины до наступления момента разрушения материала.
Проще говоря, CTOD — это нанесение на полнотолщинный образец трещины, её последующее искусственное утомление и создание условий для дальнейшего раскрытия. Наряду с осуществлением перечисленных процессов данное испытание предполагает измерение количественных параметров вязкости разрушения, а именно:
· δ — относительного смещения поверхностной трещины в её вершине перпендикулярно к её исходной плоскости, то есть смещения, раскрывающего трещину;
· δc — раскрытия вершины трещины на первоначальном этапе приложения нагрузки;
· δm — вязкого и стабильного роста трещины вплоть до начала разрушения образца при максимальной нагрузке;
· δu — хрупкого излома материала вследствие медленного (вязкого) роста трещины.
Эти величины дают возможность определить критический размер дефекта в виде трещины, оценить допустимые границы прилагаемых нагрузок и тем самым измерить степень сопротивления образца росту трещин. Чем больше получаются значения, тем длиннее трещины и выше нагрузки может выдерживать материал и/или конструкция в ходе эксплуатации.
Испытание материала на CTOD — процесс многокомпонентный. В упрощённом виде его можно представить как реализацию четырёх этапов.
I. Механическая подготовка образца. Заключается в обеспечении образца соответствующими номенклатуре параметрами и выполнении надреза необходимой длины, глубины, направленности. Обычно осуществляется в условиях, идентичных условиям эксплуатации изучаемого материала.
II. Принудительное утомление образца с целью инициирования его растрескивания. Выполняется путём приложения нагрузок и смены интенсивности напряжений в режиме, указанном в соответствующем спецификации тестирования национальном стандарте.
III. Разрушение образца в контролируемых монотонных условиях. Происходит при статической температуре под воздействием возрастающей нагрузки.
IV. Определение значения CTOD. Проводится после пост-анализа образца и обработки полученных результатов. Учитываются величины нагрузок, размеры образца и трещины, коэффициент отравления, пластичный компонент и другие данные. Вычисления делаются по специальной формуле.
Данный алгоритм отображает только основные составляющие испытания на CTOD. Детализация же полностью зависит от персонализированной спецификации тестирования.
Тестирование конструкционных сталей, сварных соединений и прочих металлических и неметаллических материалов на раскрытие в вершине трещины требует использования специального оборудования. Лучшими из этой категории по праву считаются сервогидравлические системы MTS Landmark, которые позволяют решить весь комплекс связанных с испытаниями на CTOD задач:
· обеспечить необходимые для проведения теста условия посредством масштабируемых контроллёров FlexTest, дающих возможность устанавливать точные настройки, регулировать рабочие процессы и выполнять сбор результатов;
· реализовать ход испытания, то есть утомить до определённого уровня образец, инициировать появление и развитие трещины, довести раскрытие трещины до разрушения материала;
· систематизировать и проанализировать результаты, а также определить значение CTOD путём применения программного обеспечения MTS TestSuite™ либо TestWorks®.
Сервогидравлические машины MTS Landmark отличаются высокой производительностью и многофункциональностью. Они рассчитаны на широкий диапазон нагрузок (от 3,3 кН до 2000 кН), образцы разных размеров и разной прочности, испытания с разными климатическими требованиями. Преимуществом является и то, что данное оборудование позволяет не только измерять величину CTOD, но и проводить большой спектр других тестов, актуальных в нефтегазовой, судостроительной, авиационной и прочих сферах промышленности.